В первую неделю (воскресенье) Великого поста православная Церковь отмечает Торжество Православия, праздник  победы истинной, Христовой, веры. Как известно даже людям, не часто посещающим храмы, в этот день провозглашают анафему вероотступникам и поют осанну святым праведникам, потрудившимся в деле распространения и сохранения чистоты святой веры.

Вне зависимости от политического климата за окном,  чин Торжества Православия совершается во всех православных храмах.  Казалось бы, парадокс: сегодня на Украине можно говорить о чем угодно, но только не о Торжестве Православия. Весь мир облетели новости о церковном бандитизме «киевского патриархата», сообщения о силовых захватах храмов, их ограблениях боевиками «Правого сектора» и националистами. А анафематствованный расстрига и раскольник гражданин Денисенко, упорно называющий себя «патриархом Филаретом»,  просит  у американских конгрессменов поставок  более совершенных средств уничтожения сограждан.

Да и в самой украинской армии и «добровольческих батальонах» велика роль т.н. капелланов, сплошь униатов и лишь в крайних случаях филаретовцев.  Поэтому они до очередного перемирия  и  очередного минского соглашения лупили  прямой наводкой и почти без перерыва  не только по жилым кварталам, но и по православным храмам, в том числе и во время богослужения в них.

Сегодня все громче говорят  о растущей роли сект в украинской политике. И речь идет не о протестантских конфессиях, хотя пастор Турчинов и занимает теперь пост секретаря СНБО. И даже не о сайентологах, образчиком которых является премьер Яценюк.  Речь идет о самых настоящих неоязыческих культах, причем часто даже не украинских, как, например, РУН-вера (Родная украинская национальная вера), проповедуемая шефом СБУ Наливайченко, а о странных скандинавских культах. Особое распространение они имеют в среде украинских националистов и  боевиков «добровольческих батальонов».

Ни для кого не секрет, что Украинская Православная Церковь Московского патриархата – самая большая религиозная конфессия в стране – сегодня гонима. Ее архиереев унижают, священников арестовывают, пытают в застенках СБУ, мирян запугивают. Из самых последних примеров: в Одесской области за «сепаратизм» пытаются «привлечь к ответственности» протоиерея Алексия Греку, сельского батюшку, имеющего оппозиционные нынешним властям взгляды, которые он не побоялся высказать публично.  А чего стоит донос украинского Минкульта в СБУ на епископа Банченского Лонгина (Жара),  выступившего против последней волны мобилизации, а также на уже немолодого луганского митрополита Иоанникия (Кобзева), находящегося на покое, за  лояльное отношение к ЛНР.

Не так давно было опубликовано заявление духовенства и прихожан храмов Ровенской области, где более всего лютуют  бандиты от религии. «Сейчас вооруженные примером мужественного свидетельства наших родителей мы готовы даже жизнью защищать нашу Матерь-Церковь, которая берет начало со времен Крещения Киевской Руси», —  говорится в обращении к  распоясавшимся местным властям священнослужителей Киверцовского благочиния Волынской епархии УПЦ.

Священники Волыни готовы защищать Православную Церковь даже ценой жизни

Казалось бы, в чем причина такой ненависти к УПЦ?

Ведь за более чем 20 лет существования УПЦ МП священноначалие всячески стремилось сделать ее именно украинской. Таким, по словам Блаженнейшего митрополита Онуфрия, было основное направление деятельности приснопамятного Блаженнейшего митрополита Владимира. Официально об этом не говорится, но из положения дел видно, что такой вектор движения в итоге должен был привести к формированию автокефальной церкви на Украине… Именно поэтому практически все архиереи  в УПЦ — этнические украинцы, в восточные регионы  направлялись священники, студенты и  выпускники семинарий из западных регионов. Сегодня стало очевидным, что такая политика привела к разделениям среди церковного народа. А полный разгром православных общественных организаций под предлогом борьбы с мифическим «политическим православием» и вовсе создал новую угрозу УПЦ со стороны воинствующих украинских националистов.  Они-то, как раз наоборот, увеличили и многократно усилили свои ряды.

Сегодня также очевидно, что УПЦ, следуя за «украинским государством» и отдаляясь таким образом от Москвы, так и не стала «своей» для  «свидомых».  Да и не могла стать, т.к. эти граждане исповедуют совсем иные принципы, чужие и чуждые. Да и руководят ими издалека.

В то же время на фоне ужасающих бедствий  гражданской войны мы видим, как  люди в Новороссии, прежде равнодушные к Православию,  возвращаются к Богу, все чаще  собираются в своих полуразрушенных храмах. По свидетельству священников Донбасса,  значительно возросло доверие людей друг к  другу, взаимопомощь. Так зарождается христианская любовь. Правильно  говорят о том, что на войне неверующих нет.  Безусловно, это акт покаяния. Ведь покаяние – это не только таинство исповеди, совершаемое в храме священником. Само «покаяние» в исходном, греческом,  варианте – «метанойа», т.е. «переплавление» человека, изменение его жизни.

И в регионах, отравленных украинской пропагандой, беззаконие,  творимое национал-раскольниками под эгидой «патриотов»,  уже  даёт повод для начала  прозрения, духовного отрезвления.

Так мы все  волей и неволей, промыслом Божиим идем к покаянию.  Ведь  только через такое изменение сознания  возможно начало нового пути в жизни. Но мы пока только ищем направление, продолжая идти по дороге смерти.  Не забудем также, что именно покаяние – это основное делание наступившего Великого поста. А еще – примирение.  Не перемирие,  декларируемое политиками, а именно  примирение — с собой, с ближним и дальним, с Богом. Только так и возможно реально прекратить гражданскую войну.

Как известно, с  самых первых дней трагедии на Украине Церковь не только призывает все стороны к миру, но и оказывает действенную помощь пострадавшим от конфликта. Православная Церковь молится о прекращении междоусобной, братоубийственной брани на Украине.

В то же время в «Обращении Предстоятеля Украинской Православной Церкви по случаю годовщины событий на Киевском Майдане, что произошли 18-21 февраля 12014 года» Блаженнейший митрополит Онуфрий не отошел от ставшей традиционной проукраинской риторики. Отметив роковое значение прошлогодних событий (унесших жизни более ста «наших соотечественников») как «начало еще большей трагедии, которая сделала минувший год кровавой страницей украинской истории», владыка не преминул все же «патриотично» упомянуть о «тысячелетней Украинской Православной Церкви».

«Мы неустанно молим Бога принести на украинскую землю долгожданный мир. От имени тысячелетней Украинской Православной Церкви  я призываю всех, кто называет себя христианином, немедленно прекратить убивать один другого. Ведь жертвами боевых действий становятся ни в чем не повинные мирные жители, женщины, люди пожилого возраста, и что самое страшное – безгрешные дети», – говорится в Обращении.

Заметим, что именно навязывание «тысячелетней  украинской государственности», того самого, особого, «свидомого»  мира  регионам, не приемлющим насаждения «украинского мира», и стало причиной кровавого междоусобного конфликта на Украине, настоящей войны на территории Донбасса и появления республик Новороссии.

Неделя Торжества Православия, подчеркнем еще раз, – свидетельство христианской истины, свидетельство правоты Церкви Христовой.  Ведь за тысячелетия ее существования на верующих обрушивались не только гонения богоборцев, были достаточно продолжительные и неоднократные периоды  торжества еретиков на уровне правительств и церковной иерархии, когда репрессивный механизм был направлен против православных, остававшихся в меньшинстве. Не покорившихся арестовывали, ссылали, пытали. У них отбирали храмы, против них плели интриги.

Однако прошли годы, прошли века. И кто помнит сегодня о тех еретиках – арианах, северианах, несторианах и им подобных?  Упоминание о них сохранилось только лишь в житиях тех святых, которых они преследовали, мучили и жестоко казнили.  О многих напоминает лишь чин Торжества Православия, провозглашаемый в первое воскресенье Великого поста. Для того чтобы никогда не забывали о том, с каким трудом и какими жертвами восторжествовала Христова истина в Его Церкви, чтобы помнили о прошлых угрозах и знали о нынешних. Не зря в этом чине среди анафематствованных  упоминается «Филарет» (Денисенко), бывший Киевский митрополит. Несомненно, он и  политики, покровительствующие сегодня очередному наступлению на Православную Церковь на Украине, в лучшем случае останутся лишь в исторических справках, относящихся к периоду, современниками которого мы являемся. Ведь в пространстве истории все происходящее сегодня – не более чем фрагмент. И, видимо, лишь в «украинских» хрониках останется упоминание о том, что в 2015 году Владимира Святого, крестившего Русь, пытались сделать основателем «средневекового европейского государства Руси-Украины»…

Омывшись слезами, очистившись страданием, изменившись покаянием, Церковь не просто  выстоит  — сим победит!

Истина и свет всегда побеждают ложь и тьму.  С Божией помощью, объединившись, мы победим,  и  Русь снова станет и святой, и великой.  И Православие восторжествует!

Ольга КРАВЕЦ | 01.03.2015