Я как никогда солидарен с бундесканцлирин Ангелой Меркель в понимании того, что минские соглашения, это только маленький шаг на пути к миру и урегулированию конфликта в Украине.

Многие задаются вопросом — что дальше?

 

Если нам повезет, установится перемирие, которое будет можно превратить в полновесный мир.

 

Главный вопрос — что делать с повстанческими территориями, каков будет их статус, как он будет легализован и наполнен реальным содержанием.

 

На сегодняшний день речь идет о некоем особом статусе некоторых районов Донецкой и Луганской областей.

 

Особый статус подразумевает особые права и обязанности.

 

А это, уже совсем другая история, про другое политико-административное устройство.

 

Очевидно, что проблемы гиперцентрализации и ущербности политико-административного и административно-территориального устройства страны, неразвитость местного и регионального самоуправления никуда не делись. Война лишь заслонила их на время. При этом, они как были тормозом на пути к развитию и реформированию страны, так и остались.

 

Многие знают, я по сей день являюсь убежденным сторонником идеи федерализации страны, я видел и вижу в ней рецепт изменений к лучшему. Но, я полагаю саму эту дискуссию сейчас бесперспективной.

 

Петр Алексеевич не лукавил говоря о том, что знает наперед результаты гипотетического референдума по вопросу конституционного устройства страны. Последние несколько лет изрядно промыли людям мозги, демонизировав даже само слово, наделив его содержанием вовсе не присущим.

 

И, в то же время, я глубоко убежден в актуальности и крайней необходимости децентрализации.

 

Только упаси нас бог от децентрализации наоборот по рецепту Гройсмана.

 

То, как силы пришедшие на волне потрясений к власти извратили саму суть этого понятия, лишь в очередной раз убеждает меня в том, насколько же опасна децентрализация в форме развитого регионального и местного самоуправления для сложившегося криминально-олигархического политического класса.

 

Но, есть шанс на изменения.

 

ОСОБЫЙ СТАТУС в том виде как он сформулирован в отношении территории на Донбассе, это, на самом деле прекрасный образец как вообще должно быть реализовано региональное самоуправление в Украине.

 

В условиях сложившихся в Украине наиболее реальный путь — это ассиметричная децентрализация, это рост роли институтов прямой демократии, это разграничение по новому права и полномочий между Киевом и регионами, и возможность получить столь востребованный ОСОБЫЙ СТАТУС и для Галичины, и для Закарпатья, для Одессы, Бессарабии, Днепропетровщины и т.д.

 

Но эта возможность не должна покупаться реками крови и тысячами жизней, она должна быть дарована главным законом страны — Конституцией.

 

А, главное, эта возможность должна стать основой для новой формулы обращенной в будущее — формулы Украинского содружества.

 

Михаил Павлив