Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на открытии Архиерейского Совещания Московского Патриархата с докладом, в котором подчеркнул важность взаимодействия епархиальных и светских СМИ при освещении жизни Церкви.
Святейший Патриарх отметил, что на Соборах, заседаниях Священного Синода и Высшего Церковного Совета неизменно обсуждаются вопросы, касающиеся сферы информации. Это связано с тем, что современное общество является информационным.
К настоящему времени «практически во всех епархиях организованы собственные информационные ресурсы», — напомнил Предстоятель Русской Церкви. Тем не менее, «во многих церковных СМИ по-прежнему существенное и даже центральное место занимает официальная хроника», как правило, малоинтересная для широкой аудитории, хотя и являющаяся необходимой.
«Люди ждут от нас живого слова о Боге, о Православии, чтобы, прочитав статью или посмотрев выпуск телепрограммы, например, о какой-нибудь яркой личности или о значимом событии, получить ответы на волнующие их вопросы, найти выход из непростой ситуации, всерьез задуматься над собственным бытием. Задача сотрудников епархии, отвечающих за информационное направление, помогать журналистам находить интересных людей или явления в современной жизни Церкви, а не только в ее прошлом», — заявил Святейший Патриарх.
«Известно, что церковный контекст не всегда привлекает светских журналистов. Но нужно и можно доносить церковное послание и информацию о позиции Церкви светскому обществу», — указал Предстоятель.
По словам Его Святейшества, нужно приглашать людей для участия в дискуссии по церковно-общественным темам, и хорошим примером площадки для таких дискуссий являются региональные отделения Всемирного русского народного собора.
О предложении Святейшего Патриарха и о месте Церкви в СМИ рассуждает в интервью «Русской народной линии» петербургский священник, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма Иоанна Богослова (историческое Леушинское подворье) протоиерей Геннадий Беловолов.
Ныне кардинально поменялись декорации времени – мы живем в новой эпохе, где информация является своеобразной фактурой жизни. Человек пребывает в режиме прямого эфира с событиями современной истории. Сегодня, как никогда, человек чувствует себя в потоке информации, протекающей на его глазах. В былые времена, в различные эпохи люди неизменно чувствовали дистанцию между своей жизнью и современностью. Жители прошлых веков узнавали о событиях не в минуту их свершения, а спустя некоторое время. Эта дистанция в те или иные времена была разного масштаба, например, в Средние века человек получал известия спустя лишь месяцы с момента их происшествия. В ХIХ веке люди получали информацию через газеты один раз в сутки. В ХХ веке в эпоху телевидения телезритель вечером знакомился с известиями минувшего дня, а сегодня люди знают о событиях спустя пять минут, новости отражены во всех информационных ресурсах интернета, где мгновенно начинается осмысление и толкование произошедшего, нарастает идеологическая схватка вокруг того или иного явления.
Совершенно прав наш Святейший Патриарх, заявив о том, что ныне мы живем в новом информационном пространстве, от которого почти невозможно скрыться. Это новый вызов Церкви, поскольку она по своей природе не столь связана с текущей современностью, ведь ее главный смысл деятельности обращен к вечности. Но информационный поток заглушает зов вечности, размывая контуры нашего бытия. Данный поток является существенной помехой в Евангельской проповеди, в обращении к вечным началам души и бытия. В бурном информационном горниле почти не звучат личные проблемы человека, лишь отражается огромное количество зла – смерть, убийства, бомбежки мирных городов. Но в этом новом информационном пространстве не ставятся вопросы о природе этих событий – несчастные люди только единожды появляются в кадре, а на другой день о них уже забывают. В СМИ почти не поднимают проблему ненависти одних людей к другим, при умножении количества информации, уменьшается глубина ее осмысления. Как ни странно, но в информационном потоке необходимо присутствие Церкви, чтобы нас он не утопил, превращаясь во всемирный информационный потоп, где не видно ни берегов, ни ориентиров и всплывает лишь вопрос, куда грести?!
Церковь должна обязательно присутствовать в современном информационном потоке, чтобы выполнять функцию маяка ценностей. Но как этого достичь, когда мы отстаем по ряду объективных причин?! У Церкви нет развитой системы массовой информации и корреспондентской сети, мы пользуемся результатом трудов людей, подчас далеких от Православия или даже враждебно относящихся к Церкви. Информационный поток нужно рассматривать как искушение, которое почти невозможно отвергнуть, ибо мы живем в этой атмосфере, поэтому его нужно преодолеть и наполнить смыслом.
Что нужно сделать?! Во-первых, обратиться к опыту Церкви, взглянуть на церковное наследие – писание святых отцов, жития святых, наставления подвижников, где информационный поток современности присутствует в ограниченном объеме. Но почему Церковь победила и побеждает мир, почему мы уверены, что она всегда будет существовать до скончания века?! Потому что Церковь отвечала на вызовы времени воплощением Евангельского идеала, созданием героев веры, образа людей, за которыми шло человечество. Я сожалею, что в наше время в Церкви не хватает героев веры и подвижничества. Конечно, они существуют, но средства церковной информации и светские СМИ не замечают героев или не желают их разглядеть. Церковь умножается, но светочей веры мало.
Человечество всегда жило положительным идеалом. Посмотрите, как оказался востребован образ нового русского героя — Игоря Ивановича Стрелкова, который встал из окопов, взял на себя ответственность и совершил настоящий подвиг. Его пример вселил уверенность в том, что есть еще герои и в наше время. Церковь должна озаботиться поиском героев, но пишем ли мы о них и знаем ли мы их?! Если полюбопытствовать у человека, находящегося за церковной оградой, о том, кого он знает из современных священников, то отвечающий никого не назовет. В лучшем случае он вспомнит про отца Димитрия Смирнова по причине его присутствия в медийном пространстве и Святейшего Патриарха Кирилла. В обществе никто не знает даже архиереев.
Но вспомним про различные трагедии последнего времени, в бесланском теракте батюшки спасали людей, также в Крымске один священник – отец Александр всю ночь плавал и спасал страдальцев, снял с крыш затопленных домов около 100 человек и вывез их на возвышенное место. Кто первым пришел на помощь в авиакатастрофе в Карелии, когда горели люди?! Священник! В то время, как другие люди снимали эту трагедию на камеру мобильного телефона, он бросился вместе с алтарником спасать людей. Но известны ли нам их имена?! Почему неизвестны герои нашего времени в рясе?!
Нам нужно не стесняться писать о батюшках, которые идут на помощь людям, восстанавливают храмы, приходят в больницы и тюрьмы! Они не только умеют хорошо говорить на телеэкране, но своими руками собирают помощь для Новороссии, совершают поездки на край света. Если у нас не будет героев, если мы о них не расскажем, то все останется в прошлом.
Ныне многие люди знают из священников только отца Глеба Грозовского, будем верить в его невиновность, но даже обвинение этого батюшки на все сто процентов было использовано против Церкви. Известно ли людям за церковной оградой о владыке Лонгине (Жаре) на Украине, который усыновил сотни детей и воспитывает их, являясь для них отцом не только в духовном, но и в прямом смысле этого слова? Много ли подобных примеров?! Это настоящие герои, которым надо поклониться в ноги. Мне кажется, что мы должны знать в лицо наших героев и рассказывать людям о том, что Церковь не иссякла подвижниками благочестия и героями веры. В этом случае человек пожелает прийти в храм, а ныне Церковь не имеет монополии на информацию – каждый человек может зайти в интернет и найти любое богословское толкование на тот или иной стих Библии. Сегодня Церковь не может сообщить обществу нечто такое, что оно не знает, ведь почти всем все известно. Церковь не может выступать с прямой учительной функцией, потому что теперь структура сознания людей такова, что каждый «сам себе сусам». Прямое исполнение учительной функции вызывает отторжение, поэтому Церковь может увлечь только живым образом веры и подвижничества, новым креативом в проповеди. Церковь всегда убеждала общество в своей правоте исключительно образами подвижничества, поэтому нам нужно именно в этой стезе «засучить рукава», трудиться и совершать подвиг.
Нет Комментариев