На днях общественная организация «Православный Санкт-Петербург» направила прошение Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу о включении в Великую ектенью упоминание Президента России Владимира Путина.
«Смиренно просим Вас, — говорится в документе, поступившем в редакцию «Русской народной линии», — в связи с желанием православных, дозволить на Великой ектенье во время Литургии упоминание Президента России Владимира (текст: о святей державе нашей Российской, Президенте Владимире, властех и воинстве ея). Полагаем, что подобная молитва как никогда важна сейчас, в годину тяжких испытаний для нашего Отечества».
Данную инициативу прокомментировал в интервью «Русской народной линии» известный русский писатель, сопредседатель Союза писателей России Владимир Николаевич Крупин:
Мне кажется, что это желание находится на грани лизоблюдства! Надо понимать, что в Великой ектенье, когда мы возглашаем «о властех и воинстве ея», мы молимся и о власти Президента, поэтому авторы прошения перестарались.
«Глас русского народа, чувствующего себя сиротою без Богом данного Царя»
Иерей Сергий Карамышев о предложении ОО «Православный Санкт-Петербург» включить в Великую ектенью упоминание Президента России Владимира Путин.
Обращение общественной организации «Православный Санкт-Петербург» к Святейшему Патриарху Кириллу по поводу поминовения на Великой ектении Президента России В.В.Путина выражает желание русского народа иметь во главе себя Божия Помазанника, и в этом смысле законно и весьма своевременно, ибо Россия, против которой, и в особенности против В.В.Путина, ополчился теперь весь Запад, переживает такие времена, когда без помощи Божией выстоять невозможно.
Что же касается подхода к столь важному вопросу, он вызывает ряд возражений. Во-первых, если включать поминовение Правителя в Великую ектению, то надо уж, чтобы быть последовательными, включать его и в другие молитвенные последования, по образцу, бывшему до февраля 1917 года.
Во-вторых, выражение «святая держава Российская» ранее не употреблялось, а в богослужебных текстах следует избегать неоправданных необходимостью нововведений. Кроме того, выражение «Президент Владимир», боюсь, будет резать слух.
В-третьих, если употреблять традиционное для Русской Церкви выражение, или хотя бы его часть – «Благочестивейшаго» и прочая, для этого нет достаточных оснований. И дело нужно начинать хотя бы с возрождения обычая принесения Правителем присяги перед Крестом и Святым Евангелием.
В-четвертых, если в благоверии Владимира Владимировича и в его стремлении отстаивать Божию правду никаких сомнений не возникает, кто знает, что будет, когда его место займет другой? Нет определенных гарантий в том, что он будет благоверен. Вставлять же, а через 10 лет вновь изымать из богослужебных текстов прошения о Президенте, вряд ли оправдано.
В то же время мы не согласны с досточтимым Владимиром Николаевичем в его резкой оценке Обращения организации «Православный Санкт-Петербург». Нам хочется видеть в нем лучшее проявление чувств верных подданных. Поэтому, хотя к их обращению имеются возражения с формальной стороны, его можно оценить как глас русского народа, чувствующего себя сиротою без Богом данного Царя.
Такие голоса нужны, и мы молим Бога о том, чтобы их становилось всё больше, чтобы они были всё мощнее.
Что касается нашего недостоинства, мы на каждой проскомидии поминаем раба Божия Владимира, не царским чином, однако в числе первых. Это дело совести и веры каждого священнослужителя. Если вера Правителю будет возрастать, Сам Бог сделает так, что наши молитвы будут услышаны и в свое время приведены к какой-то не вызывающей возражений форме.
В настоящее время никто не мешает поминать гласно имя Президента во время литургии на сугубой ектении, по крайней мере, в качестве «раба Божия». Пусть все идет естественным путем, без насилия над совестью верующих. Когда общество созреет, когда восстановление прошения с упоминанием персоны Правителя не будет вызывать у людей возражений; наконец, когда сам Правитель сделает встречные шаги в сторону более тесного своего союза с Церковью, тогда, с Божией помощью, всё должно получиться.
А если так: О великом господине и отце нашем Святейшем патриархе Кирилле, о ГОСУДАРСТВЕННОМ МУЖЕ Владимире со дружиною… , Господу помолимся!
О возведениии СВЯТОЙ РУСИ от силы в силу, о Богоугодном благоустроении стран православных и всего РУССКОГО МИРА, о умирении в Новоросии воюющих, о изгнании американо-фашистской киевской хунты, Господу помолимся! Можно и в молебнах использовать- вообще никаких запретов на это нет. А в акафисты добавлять строчки (келейно или по благословению настоятеля):
Радуйся, государственному мужу Владимиру споспешниче(-це). Радуйся, воинству Новороссии во бранех споборниче(-це). Радуйся, американо-фашистской киевской хунты прогонителю(-льнице). Радуйся, благочестия и добронравия в Киеве и Москве насадителю(-льнице)!
И изымать имя государственного мужа не надо ни при каком правителе России. Не нравится правитель — молись , чтоб Бог его исправил- взял сердце в руки свои.
Какие еще возражения?