В марте американцы испытают ускоритель новой сверхтяжелой ракеты. В 2018 году планируется первый запуск носителя грузоподъемностью 70 тонн, а в течение 15 ближайших лет по расчетам американских специалистов НАСА этот показатель должен вырасти в 2 раза.
Space Launch system (SLS, Система космических запусков) — перспективная сверхтяжелая ракета-носитель, главной задачей которой является выведение пилотируемых экспедиций за переделы околоземной орбиты. Ясно, что 70 тонн полезного груза, выведенные на геостационарную орбиту с теоретически последующей переброской на Луну или на другую планету (НАСА мечтает высадить свой космоавангард на Марсе…), — делает любую страну — автора подобного «прорыва в небо» — не просто космической державой № 1, но-де-факто безусловной сверхдержавой, чье доминирование будет очевидным во всех остальных сферах жизни — начиная от производства GPS-приложений для мобильников, заканчивая обладанием колоссальной энергетической, ресурсной базой за пределами Земли. Дальнейшие рассуждения подсказывают, эта страна становится чуть ли не эксклюзивным провайдером грузоперевозок (очень-очень увесистых, конечно) в ближайшем космосе.
Дивиденды у такого государства складываются еще и с продажи своей уникальной базы данных. Соответствующее образование, подготовка кадров, предоставление информации в области космических исследований — на всех этих направлениях страна, создавшая успешный проект сверхтяжелого ракетоносителя, будет иметь очевидные преимущества.
Государство, которое одержит победу в «звездных войнах», теоретически превращается в главного модератора международной политической и экономической жизни. Именно поэтому так важны эти цифры — сколько тонн носитель может «оторвать» от земного притяжения. Эти цифры — индексы государственной мощи.
Участников этого соревнования на планете Земля, разумеется, по пальцам одной руки пересчитать. Наша страна конкурирует с США, ЕС и Китаем.
Хотя стоит отметить, что все же многие ученые и даже простые школьные знания физики не позволяют считать освоение
Луны делом ближайшего десятилетия и даже десятилетий. Страны изначально ставят очень высокие цели, попутно решая множество теоретических и прикладных задач. Кроме того, мало долететь до Луны, надо еще и понять, что с ней делать…
У России есть мощный еще советский задел в области покорения космоса. Это знаменитая МТКС Энергия-Буран.
По расчетам энергия может вывести на орбиту до 180 тонн груза. Однако, надо еще раз оговориться, что сам по себе вывод такой полезной массы в космос — это только один из шагов в сложном пути освоения непригодного для жизни людей космического пространства. Плюс ко всему, программа Бурана была законсервирована в 1992 году, и хотя после этого многие «бурановские» идеи были продолжены, возникло ощутимое отставание от ближайших конкурентов…
Перспективные ноу-хау у России образца 2015 года есть. ЦСКБ «Прогресс» предлагает комплектовать сверхтяжи двигателями на основе СПГ (сжиженном природном газе) + жидкий кислород. В обосновании этой концепции главные ракетостроители страны приводят следующие аргументы: низкая стоимость пуска — в 1,5–2 раза ниже керосинового, высокая экологичность, более высокие удельные характеристики, единый тип двигателя и топлива, позволяющий упростить наземную инфраструктуру.
Возможность использования метана рассматривается уже четвертое десятилетие. Однако сейчас есть только экспериментальные образцы. Опять же не стоит забывать, что у отечественных специалистов нет единого мнения по поводу целесообразности развития метанового двигателя.
При разработке того же SLS широко используются предыдущие наработки НАСА, в частности, кислородно-водородные двигатели RS-25. Однако в качестве боковых ускорителей все равно выступают твердотопливные двигатели.
Еще один важный аспект вопроса — это склонность России ориентироваться на полностью самодостаточную программу космических гиперсильных транспортировщиков. То есть мы пытаемся собрать чудо техники из полностью своих деталей.
Из своего своими руками и своим умом. И хотя санкции Запада убеждают в том, что на всякий случай лучше все уметь самим, мировая практика показывает — такая задача хоть и благородна, но в нынешних реалиях почти невозможна.
Конечно можно затратить миллиарды на 100% свои оригинальные технологии, но остальной мир за это время может уйти далеко вперед.
Поэтому в сфере освоения космоса кооперация между ведущими институтами логична — та же РКК «Энергия» недавно договорилась о ряде совместных проектов с Lockheed и Boeing.
Тем не менее, каждый хочет стать лидером. И пока Америка пиарит свои достижения и на весь мир вещает о своих амбициях (а часть ее достижений в этой сфере — под очень большим вопросом; начиная, конечно, с сомнительного полета «Аполлона» на Луну…) у России есть время и пока еще есть кадры стать законодателем моды в сфере «приручения» космоса.
Нет Комментариев