От внешнеторговых расчётов в долларах отказался Иран. Взаиморасчёты в национальных валютах также ведут Китай, Бразилия, Уругвай, Индия, Австралия, Россия. Станут ли отказы от использования «гринбеков» началом конца мирового господства доллара?

Иран отказался от использования американского доллара во внешнеторговых расчётах с зарубежными государствами, сообщил зампред ЦБ Исламской республики Голямали Камьяб агентству «Тасним».

Отныне при ведении расчётов с другими странами Тегеран будет использовать китайский юань, турецкую лиру, южнокорейскую вону и российский рубль. Кроме того, Иран рассматривает возможность заключения двусторонних соглашений с рядом стран об использовании других валют.

Мир отказывается от доллара

Общая тенденция отказа от доллара во взаиморасчётах начала проявлять себя в прошлом году, в первую очередь она коснулась стран азиатско-тихоокеанского региона. Например, использование «баксов» в торговле с Китаем прекратила Австралия. С декабря взаиморасчёты в национальных валютах стали использовать Бразилия и Уругвай. Соглашения, исключающие долларовые взаиморасчёты, также действуют между Поднебесной, Японией, Индией, Бразилией и Японией.

На фоне кризиса в отношениях с Западом практику отказа от долларовых расчётов в 2014 году приняла Россия. В октябре были проведены первые платежи в рублях между РФ и Северной Кореей. Расчёты в национальной валюте расширены между нашей страной и Китаем. В настоящее время ведутся переговоры о переходе на расчёты в местных валютах с Индией, Турцией, Таиландом, а власти Египта выступают за переход на рублёвые платежи, чтобы таким образом привлечь российских туристов.

Кроме того, в декабре в СМИ появлялась информация о том, что на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) к 2025–2030 гг. торговые расчёты будут осуществляться только в национальных денежных единицах, а операции в долларах и евро будут под запретом.

Переход нескольких стран на международные расчёты в нацвалютах немного ухудшает позиции доллара, незначительно ослабляя его, считает эксперт компании «Деловой фарватер» Михаил Филиппов. «Но пока для доллара эта ситуация не критична, и он легко может отыграться. Чтобы действительно пошатнулись позиции американской валюты, нужно, чтобы от неё отказалось как минимум больше десятка стран, а лучше, чтобы несколько десятков. И чтобы эти страны были экономически сильными, иначе отказ от доллара малозначимых и слабых стран никак не отразится на его положении», — объясняет эксперт.

Кроме того, добавляет Филиппов, отказ от доллара должен быть в крупных товарооборотах и взаимных расчётах, охватывать крупные сделки. Только в этом случае зависимость экономик различных стран от доллара будет сведена к минимуму. «Пока же действия Ирана, Бразилии, Уругвая и Китая (открыл дополнительные свопы в нескольких нацвалютах) являются только неприятным звоночком для США о предстоящей угрозе для доллара, и в Америке вполне ещё могут принять успешные меры, чтобы не допустить этой угрозы», — рассказал Филиппов АиФ.ru.

По оценке аналитика Grand Capital Юрия Прогудина, негативный эффект отказа от использования доллара рядом государств реальное влияние на позиции американской валюты окажет не ранее, чем через два – четыре года. Пока же позиции доллара будут стабильными длительное время.

Стимул для рубля

Что касается перехода Ирана на внешнеторговые расчёты в рублях, такой шаг опрошенные АиФ.ru эксперты называют позитивным событием для российской валюты.

«Безусловно, в долгосрочной перспективе это событие позитивно отразится на курсе рубля, поскольку позволит значительно увеличить спрос на него в международных расчётах. Это, в свою очередь, повысит фундаментальную устойчивость российской валюты от возможных внешних шоков. И тем не менее необходимо учитывать, что торговый оборот Ирана не очень большой — порядка 220–230 млрд долларов, доля рубля в этом обороте может составить не более 25%. Поэтому это не будет ключевым фактором, который будет способствовать превращению рубля в резервную валюту даже на региональном уровне. При этом в ближайшей перспективе это событие, вероятнее всего, будет и вовсе проигнорировано рынками», — считает Платон Магута, управляющий активами УК «Фонд Магута».

В свою очередь, Михаил Филиппов отмечает, что решение Тегерана пользоваться рублями в международной торговле может частично снизить зависимость российской экономики от доллара, то есть будет часть товарооборота, которая никак не связана с долларом, и его колебания на ней не отразятся. «Впрочем, укрепление рубля будет незначительным и может быть вообще незаметным, если одновременно с этим что-то окажет сильное негативное влияние на рубль, например новое падение цен на нефть или новый виток украинского конфликта, то есть положительное влияние от событий в Иране может быть очень легко нивелировано. Тем более, неизвестно, когда точно Иран откажется от доллара, ведь только озвучены планы, и весь процесс может занять не один месяц», — резюмирует эксперт.

Источник