Позавчера, выступая с трибуны Российского Парламента, Святейший Патриарх Кирилл сформулировал тезис, который в методологическом плане является основополагающим в нашей миссионерской деятельности, прежде всего, в работе с молодыми людьми, с подрастающим поколением. Он сказал, что, если свобода личного выбора декларируется как абсолютная самодовлеющая ценность, не опирающаяся на нравственную основу, то такая свобода может привести лишь к саморазрушению и к разрушению всего окружающего. То есть свобода, игнорирующая христианскую нравственность, перерастает в пагубное антидуховное явление, которое Достоевский называл своеволием. Мы видим это своеволие сегодня повсеместно. Своевольно, и значит совершенно аморально, ведут себя в наши дни не только отдельные люди, но и целые сообщества и даже государства. Посмотрите, что сейчас творит Запад, особенно США, по отношению к тем, кого он считает своими оппонентами. А что происходит на юго-востоке Украины?! Все мы позавчера наблюдали чудовищные кадры из Донецка. Люди, вступившие на пагубный путь своеволия, совершили страшное преступление — убили и ранили десятки мирных жителей мирного города. И ведь это только начало! Запад и наши своевольные российские либералы молчат и не собираются впадать в праведный гнев в связи с попранными правами на жизнь и свободу несчастных жителей Донецка. Еще бы, ведь убили не порнографов и содомитов из журнала «Шарли», а простых русских людей.

Своеволие попирает другую важнейшую духовно-нравственную ценность — справедливость. В своем парламентском слове Святейший Патриарх Кирилл сделал особый акцент на категории справедливости. Он говорил, что общество и государство, попирающее справедливость подписывают себе смертный приговор. И это очень важно осознавать нам, православным миссионерам. На протяжении уже почти тридцати лет либеральные СМИ внушают нашей молодежи слоганы: «Бери от жизни все», «стремись к успеху любой ценой». Но ведь, если брать от жизни все, то от нее ничего не останется! И надо с горечью подчеркнуть, что слоган «бери от жизни все» весьма укрепился в молодежной среде, а вот слово «справедливость» воспринимается сегодня многими молодыми как атавизм, как курьез. Психология Акулы Додсона — «Боливар не выдержит двоих» — из рассказа с характерным названием «Дороги, которые мы выбираем» замечательного американского писателя О. Генри стала привычной для многих молодых людей, да и немолодых тоже. Это весьма опасно. Если мы не вернем в сознание большинства молодых категорию справедливости, то не сможем спасти наше Отечество.

Святейший обратил особое внимание на такие страшные явления нашей жизни как аборты исуррогатное материнство. Эти явления теснейшим образом связаны со свободой выбора и со справедливостью. Совершая аборт, молодая женщина осуществляет безбожный акт своеволия, так как лишает жизни еще не родившееся дитя. Это относится и к суррогатному материнству. Очень непросто сегодня объяснить молодым людям, что аборты и суррогатное материнство, образно говоря, являются путевками в ад. И, конечно, такого рода нравственные преступления несовместимы с понятием любовь к Родине, то есть с патриотизмом.

Патриарх подчеркнул, что перед нами стоит задача не только нравственного воспитания, но и воспитания национального самосознания. Совсем недавно Святейший Патриарх Кирилл наВсемирном Русском Народном Соборе говорил о значении русскости, как об особом состоянии сознания и о русском народе, как о ядре Русской цивилизации и Русского мира. Наши и зарубежные либералы пугаются слов «русский» и «патриотизм». Они пытаются внушать обществу мысль о том, что русскость направлена против других народов, прежде всего, против их малого либерального народа. У них получается, что о еврействе, как об особом состоянии сознания говорить можно, а о русскости нельзя. Я ничего не имею против еврейства, но я человек русский и поэтому имею полное право говорить о своей русскости. Русскость никому не мешает, она не направлена против других. Напротив, она стремится к всеобщему умиротворению, солидарности, соборности. Она всех хочет объединить. Суть русского национального самосознания — его всемирность. В этом его парадоксальность и антиномия. Второго такого самосознания не существует. Русский человек — это всечеловек, как говорил Ф.М. Достоевский. В русском сердце никому не тесно, поскольку оно вмещает весь мир.

P.S. «Дурная бесконечность» свободы выбора приводит человека к безумию. Только что мы наблюдали это на примере карикатуристов из «Шарли». Если свобода выбора не переходит у человека, в конечном счете, к пониманию необходимости служения и послушания Богу, то личность распадется. Запад ставит во главу угла всех ценностей свободу выбора, а Россия — служение и послушание, которые вводят нас в Божественную бесконечность. Недаром в нашей армии говорят: «Встал в строй — обрел покой».

Меня поразила русская женщина из Донецка, которая 12 января в результате очередного обстрела, произведенного киевскими бандитами, потеряла правую руку. Она переживала не столько о потере руки, сколько от того, что теперь не сможет креститься этой рукой! Такие люди непобедимы!

Священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России