Академик РАН, экс-премьер Евгений Примаков, выступая накануне на заседании «Меркурий-клуба», заявил, что российская власть в течение двух лет должна дать экономическую свободу регионам и провести диверсификацию экономики. Кроме того, по мнению Примакова, Россия должна признать украинский юго-восток частью Украины и именно с таких позиций вести переговоры с США и Европой. При этом Крым и Севастополь «не могут быть разменной монетой» в международных переговорах. Он также считает, что Россия должна держать двери открытыми для США и НАТО. Примаков обратил внимание и на необходимость децентрализации власти.
Экс-премьер раскритиковал деятельность исполнительной власти, указав на ее неготовность «предложить обоснованный, базирующийся на конкретном проекте, разворот страны к диверсификации экономики и росту на этой основе».
Корреспондент Regions.Ru обратился к представителям верхней и нижней палат парламента с просьбой прокомментировать выступление Примакова.
Алексей Александров, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (Калужская обл). Член ЕР:
Примаков – мудрый человек, к нему надо прислушиваться. Очень во многом я с ним согласен.
Признание Юго-Востока частью Украины – вопрос сложнейший, сразу на него не ответить, но его надо активней обсуждать. Может быть, через, к примеру, референдум стоит спросить самих граждан этой территории, к чему они больше склоняются.
Ситуация наша, конечно, незавидная. Мы не хотим никуда вмешиваться, но и не хотим, чтобы продолжали убивать детей, женщин, стариков. Да, нужно еще и еще раз обращаться к европейской общественности, чтобы она наконец-то реально оценила происходящее. Но тут США все время подзуживают, действуя по принципу «чем хуже, тем лучше».
С другой стороны, если мы признаем Юго-Восток частью Украины, его жители окажутся, мягко говоря, разочарованы. Тогда они смогут предъявить к нам претензии: «Мол, ребята, вы нас поддерживали, а теперь вот бросили. Зачем вы так поступили? Пусть бы Украина сама кувыркалась как могла, и мы бы с ней – куда-нибудь да вывело бы. Крым присоединили – с этой темой все понятно, она закрыта. Зачем дальше пошли?»
Кроме того, до сих пор непонятно со статусом этой территории. Государством они себя не объявили. Есть Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика – народная республика, но не государство. Например, те же Абхазия и Южной Осетией провозгласили себя независимыми государствами, обозначили свои границы, избрали президента, несколько стран их признали — с ними все более-менее ясно. ДНР и ЛНР и Киеву не подчиняются, и в то же время территорией Украины себя считают: то есть мы вами недовольны, мы от вас отсоединились. Такая вот сложная конструкция получилась, и не знаешь, что с ней делать. Но «ни вашим, ни нашим» вечно быть нельзя – надо что-то решать, искать какие-то пути совместно, естественно, с европейской общественностью.
Николай Рыжков, член Комитета СФ по федеративному устройству, рег. политике, МСУ и делам Севера (Белгородская обл.), беспартийный. Председатель СовМина СССР (1985-1990):
Не могу сказать, что разделяю все данные позиции Евгения Максимовича, которого знаю давно, хорошо и очень уважаю.
Децентрализация власти – это ошибочное предложение, оно для нас смерти подобно. Реформы могут быть успешными только при сильном центре, чему есть множество подтверждений в мире, о чем Евгению Максимовичу хорошо известно.
Когда началась перестройка, вплотную занялись экономическими реформами, о госустройстве, партстроительстве особо не думали – это и стало началом конца СССР. В 90-х при Ельцине власть тоже оказалась бесхозной, практически 10 лет провалялась на полу. С приходом же Путина все изменилось: шаг за шагом он начал укреплять и укрепил власть, собирать и собрал рассыпающуюся Россию. Для меня как государственника это главная заслуга Путина.
В то же время я, как и Примаков, выступаю за предоставление большей экономической свободы регионам. Ведь чем сильнее и богаче регионы, тем сильнее и богаче страна. В свое время был принят закон, именуемый «50 на 50», по которому все доходы по налогам федеральный центр и регионы делили именно в такой равной пропорции. В последнее время о нем забыли, все больше финансов концентрируется в центре. Хорошо еще, если соотношение 60 на 40 осталось – это в лучшем случае.
Вообще сегодня нищим областям живется легче богатых: им в отличие от богатых, которых буквально душат, все помогают. Рядом с Белгородской областью есть такие, которых поддерживают много активнее, почему-то думая, что богатым и так хорошо. Вместе с тем просто так предоставить регионам свободу нельзя – надо выработать четкие правила игры.
Примаков правильно говорит и про диверсификацию экономики. Об этом же заявлял Путин в своем послании и на большой пресс-конференции. Сегодня 52% доходов нашего бюджета приходится на продажу нефти и газа. В свое время, когда Арабские Эмираты только начали качать нефть, их бюджет на 90% состоял из нефтяных доходов. Сейчас же эта доля снизилась до 18%! Потому что они не спали, как мы, а развивали собственное производство, туристическую отрасль. Мы же в «тучные» годы вместо того чтобы строить новые заводы, модернизировать старые, деньги тратили неизвестно куда. В результате теперь мы практически ничего своего не имеем, даже лекарств – 70% медикаментов закупаем, а в большинстве из оставшихся 30%, что производим сами, — импортная субстанция.
Согласен я с Евгением Максимовичем и в мнении о слабости нашего правительства. Вижу две причины, по которым с ним невозможно вывести страну из кризиса: там собрались либералы, главный постулат которых – «рынок сам отрегулирует», и основная масса министров по своей квалификации не понимает, что надо делать.
Кстати, только вчера я встречался с некоторыми министрами времен СССР. Все они люди уже в возрасте, но имеют колоссальный практический опыт. Они недоумевают, почему в столь тяжелое для сраны время с ними не советуются, не привлекают их для решения проблем. Причем оплаты никакой они за это не требуют – они болеют за страну, хотят помочь.
Считаю, по каждому из направлений – диверсификация экономики, импортозамещение, сельское хозяйство, промышленность, станкостроение, машиностроение и т.д. должны быть разработаны специальные программы развития, подготовку которых надо поручить группам, где советниками могли бы быть в том числе министры поры Советского Союза. Не сможет правительство реализовывать такие программы – пусть уступит место другим.
Евгений Федоров, член комитета ГД по бюджету и налогам. Фракция «ЕР»:
Я полностью согласен, что правительство сегодня не в состоянии решать задачи диверсификации экономики. Правда, связано это больше с политикой Центрального банка. Диверсификация невозможна без низких кредитных ставок и инвестиций, чего можно добиться только путем кардинальной смены политики ЦБ. В свою очередь поменять политику ЦБ можно только изменив систему, а за систему отвечает не правительство, а народ. Таким образом, проблемы российской экономики решит не смена правительства, а смена системы через всенародный референдум по изменению российской Конституции. Это простые, очевидные вещи, и пока наше общество их не осознает, не созреет до референдума по Конституции, никаких ключевых изменений у нас не произойдет.
Высказывание Примакова по поводу необходимости признания Россией украинского Юго-Востока мне представляется довольно странным. Россия никогда не отказывалась от признания Юго-Востока частью Украины – так же, как не отказывалась признавать Техас частью США или Эльзас – частью Франции. Более того, я считаю, что сама по себе Новороссия – это тупиковая идеологема. Нам нужно проводить политику, направленную на воссоздание единой с Украиной и Белоруссией русской государственности. Уверен, рано или поздно мы обязательно к этому придем: сама историческая логика заставляет нас двигаться в данном направлении.
Если же говорить о США и НАТО, то естественно, нам предстоит вести с ними диалог. Правда, США и НАТО – это разбойничьи по своей логике цивилизации, но даже с разбойниками надо разговаривать. Без этого никак.
Дмитрий Новиков, 1-й зампред комитета ГД по науке и наукоемким технологиям. Фракция «КПРФ»:
Звучащие сегодня критические высказывания в адрес правительства невозможно не разделять. Фракция КПРФ не случайно еще полтора года назад активизировала требования, связанные с отставкой действующего кабинета министров и формированием правительства национальных интересов. Справедливость этих требований подтверждает неспособность нынешнего правительства ни использовать в свое время высокие доходы от высоких цен на нефть для модернизации экономики, ни профилактировать финансовый кризис, который постиг нашу страну в минувшем декабре.
Деятельность этого правительства многократно демонстрировала, что ждать от него решений, способных вывести страну из кризиса, невозможно. И сегодня надеяться на него смысла нет никакого. Поэтому Примаков, касаясь работы правительства, фактически подтверждает позицию, которой давно придерживается КПРФ. Примаков – человек информированный, с большим управленческим опытом, и естественно, знает, о чем говорит.
О Юго-Востоке Украины могу сказать следующее. Дело в том, что население Юго-Востока путем референдума высказалось за самостоятельный статус своих регионов. Мы считаем, что не уважать волеизъявление людей нельзя, и потому со стороны КПРФ и ее лидера Геннадия Зюганова уже на раз звучало предложение о необходимости признания результатов этого референдума.
Виктор Шудегов, зампред Комитета ГД по образованию. Фракция «СР»:
В части, касающейся Юго-Востока Украины, я с Примаковым согласиться не могу. По-моему, после чудовищного геноцида, который киевские власти устроили мирному населению юго-восточных регионов, будет практически невозможно восстановить их прежние отношения с остальной Украиной. Эти регионы больше никогда не захотят быть в составе Украины, которая целенаправленно уничтожает там всю инфраструктуру, электросети, водоснабжение. Я уже не говорю о постоянных обстрелах украинскими военными жилых кварталов, от которых ежедневно гибнут ни в чем не повинные люди.
В то время как ДНР и ЛНР делают шаг навстречу, отводят тяжелую артиллерию, Киев продолжает грубо нарушать минские договоренности и идет на все, чтобы силовым методом вернуть Донецк и Луганск под свое управление. Между тем, население этих регионов уже достаточно давно само определило их статус, как в свое время это сделали Абхазия и Южная Осетия, которых уже тоже никто никогда не заставит вернуться в состав Грузии. Поэтому Россия не должна идти на поводу у США и других западных стран, оказывающих сегодня поддержку преступному киевскому режиму. Нужно искать другие варианты, и наиболее справедливый путь я вижу в том, чтобы дать луганским и донецким территориям максимальную свободу.
Что касается диверсификации российской экономики, то безусловно, ее необходимо проводить, эффективно используя все имеющиеся у нас для этого средства. Как вы помните, в 1998 году экономический кризис в какой-то степени дал нам дополнительный импульс для развития экономики, оживления отечественной промышленности. Эту же возможность нельзя упускать и сейчас. Думаю, одним из критериев оценки эффективности глав регионов могло бы стать решение ими вопросов импортозамещения и диверсификации экономики.
Я разделяю мнение Примакова, что у правительства должен быть четкий, продуманный план действий, с грамотным финансовым обеспечением. Тем более, что существует опыт того же Китая, когда, попав под санкции, он стал вкладывать средства в развитие внутренней инфраструктуры, промышленности, в строительство дорог и т.д.
Не исключаю, что не только правительству, но и парламентскому корпусу предстоит принимать какие-то экстренные меры по преодолению нынешних кризисных явлений в экономике. Всем нам есть, над чем работать.
Нет Комментариев