В то время как Европа в начале 2015 года демонстрирует признаки дефляции, то есть снижения цен, в первую очередь, на продовольствие, в России ситуация складывается совершенно противоположным образом: за первую неделю нового года цены на ключевые продукты – хлеб, молоко, яйца, гречку, сахар – подорожали на 10–20%, а в ряде случаев и больше.
Цены растут не только на импортные, но и на отечественные товары, себестоимость которых мало зависит от курса рубля. «Когда ослабевает рубль и дорожает импорт, почти сразу российские производители тоже начинают поднимать цены – такова специфика нашей ущербной конкуренции. Можно сколько угодно рассуждать, что это необоснованно и неправильно, но именно так и работает в России ценообразование. Несовершенство конкуренции – одна из ключевых причин», – комментирует ситуацию «Независимой газете» директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
Цены продолжали рост в январе уже после инфляционного всплеска в конце 2014 года. По оценке Росстата, за декабрь продовольственная инфляция в России составила 3,3%. По итогам всего 2014 года она приблизилась к 15,4%. Общий показатель инфляции в декабре составил 2,6%, в 2014 году – 11,4%. Это максимальные месячные показатели за последние 10 лет и максимальные годовые показатели за последние 5 лет. Уже к концу лета инфляция в России может превысить 20%, считают экономисты. Таким образом, будет потеряно одно из важных достижений политики Владимира Путина последних лет – замедление инфляции с 20 до 6% в год, — считает «НГ».
В российском правительстве признали, что сейчас цены на продукты питания растут не всегда обоснованно. «В последнее время из-за ситуации вокруг рубля, из-за целого ряда других причин у нас довольно серьезно разыгралась продовольственная инфляция», – сообщил во время прошедшей в четверг рабочей встречи с министром сельского хозяйства Николаем Федоровым премьер-министр Дмитрий Медведев. «Есть обоснованный рост, а есть абсолютно не обоснованный – такая спекулятивная маржа, которую снимают на целом ряде экономических факторов, включая ситуацию с валютой», – уточнил Медведев. Он призвал министра отслеживать цены вместе с Федеральной антимонопольной службой, правоохранительными органами и губернаторами.
«Как бы Вы прокомментировали ситуацию с ростом цен на продукты первой необходимости? Не пора ли всерьез задуматься о госрегулировании?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к представителям верхней и нижней палат парламента:
Николай Харитонов, председатель Комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. Фракция КПРФ:
Невольно вспоминается давнее обещание Медведева поднять уровень нашей молочной промышленности так, чтобы бесплатно обеспечивать каждого российского школьника каждое утро стаканом натурального молока. И что мы получили вместо этого? Ввоз в Россию из-за рубежа сотен тысяч тонн пальмового масла, которое используется для производства всяческих пищевых суррогатов. Это позорище для великой аграрной России!
Чтобы в стране были нормальные, доступные всем цены на сельхозпродукцию, Медведеву нужно не с заклинаниями обращаться к профильному министерству и губернаторам, а в ежедневном рабочем режиме заниматься развитием нашего сельского хозяйства.
Нелепо утверждать, что наши крестьяне богатеют сегодня на ситуации, сложившейся на нашем продовольственном и финансовом рынках. Это лишь торговые сети греют на ней руки, накручивают цены и диктуют свои правила игры. А сельхозпроизводителя, российского крестьянина у нас просто изживают как класс: уже давно стало невыгодно ни жить, ни работать на селе. Здоровые, работящие мужики уезжают из деревень работать вахтовым методом на добычу нефти и газа, поскольку не желают трудиться на земле за 5-6 тысяч рублей в месяц. Выпускники аграрных вузов работать в сельское хозяйство не идут, не видя там ни нормальной зарплаты, ни нормального жилья, никаких для себя перспектив.
За год неправедных либеральных реформ 23 тысячи деревень исчезло с географической карты страны. Никто в деревнях уже больше не держит свиней, овец, гусей. Если раньше на небольшое село приходилось от 160 до 200 дойных коров, то сейчас лишь 5-7! Что же касается вопроса о госрегулировании цен на основные группы продуктов питания, то КПРФ уже устала об этом говорить. Сам я выступал с соответствующей инициативой еще тогда, когда руководил в Госдуме Агропромышленной депутатской группой.
Так что, хотелось бы пожелать главе правительства вместо декларативных заявлений и призывов выработать реальный механизм, план действий по восстановлению сельского хозяйства в стране и как можно скорее воплощать его в жизнь. А для большего энтузиазма пусть в правительстве вспомнят про годы Великой Отечественной, когда несмотря на все лишения нам удавалось кормить собственным продовольствием многомилионный советский народ. И это в ситуации, когда многие производства, работавшие раньше на сельское хозяйство, были переориентированы на нужды фронта!
Антон Ищенко, член комитета ГД по бюджету и налогам. Фракция ЛДПР:
Абсолютно согласен с постановкой вопроса о необходимости госрегулирования цен на основные виды продуктов питания. И вот как раз прежде, чем давать поручения, связанные с контролем над ростом цен, правительству нужно было ввести такое госрегулирование. А пока его нет, то и контролировать особо нечего: сегодня почти 100% продукции на сельскохозяйственном рынке поступает от частных производителей.
Что касается роста цен, то механизмы их формирования связаны сейчас в первую очередь со снижением курса рубля. Это касается даже товаров, впрямую не связанных с иностранными поставщиками. Взять хотя бы молочную продукцию. Всем известно, что порядка 60% молочных продуктов завозилось к нам из-за рубежа. Поэтому, отечественное производство, естественно, пока не обеспечивает потребностей всего российского рынка. Это неизбежно сказывается на ценах отечественной молочной продукции в сторону их повышения. В условиях снижения конкуренции с импортными товарами возможность повышения отпускных цен на товары отечественные резко возрастает. А производителям зерна и хлебопродуктов нынешнее падение курса рубля значительно расширяет возможности для экспорта своей продукции по мировым ценам, что неизбежно отражается и на динамике внутренних цен.
Одним словом, это абсолютно объективные тенденции, абсолютно понятная логика, и никакими запретительными мерами эти тенденции сдержать нельзя. Мы понимаем, что существуют механизмы государственного влияния: внутренние интервенции продовольствия, ограничительные меры по ввозу тех или иных видов продуктов, запрет на ввоз в Россию некачественной продукции и т.д. В условиях ожесточенной конкуренции за рынки сбыта все эти меры тоже хороши для поддержки отечественного производителя.
Но действия государства не должны носить разнонаправленный характер. К примеру, с одной стороны мы ограничиваем ввоз иностранной продукции, что сильно влияет на динамику цен в сторону их повышения. И тут же сами призываем снижать цены на российском рынке, вплоть до вмешательства в данный процесс правоохранительных органов. Мне кажется, даже сама постановка такого вопроса может нанести серьезный вред предпринимательской активности в стране и убить последнюю надежду у многих представителей отечественного бизнеса.
Николай Пожитков, зампред Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности (Оренбургская обл.). Член ЕР:
Ответ начну вот с чего. Мы упустили из виду понятие «норма рентабельности», которая всегда отслеживалась в Советском Союзе. Максимум этой нормы должен составлять 30%, а не 100 или 500 как сейчас бывает. Тогда йогурт не будет стоить 140 рублей, а буханка хлеба – 300. В советское время существовал Госкомцен – Государственный комитет цен СССР, который занимался регулированием цен на абсолютно все товары: промышленные, хозяйственный, продуктовые и т.д. Вот, чего нам не хватает сегодня – госкомитета цен, следящего за всем ценовым процессом.
Позволил кто-то себе, начиная от производителя и заканчивая торговой организацией, торговой сетью, злоупотребление со стоимостью товара, «наварил» излишне – тут же лишать лицензии, серьезно штрафовать и показательный процесс устраивать, чтоб другим неповадно было. Это же не сборка и запуск космических агрегатов, не высокие технологии, где требуются специальные знания, – здесь все просто считается: разница в цене между товаропроизводителем, которого тоже надо держать в определенных рамках, и розничной точкой.
Фискалов у нас много, а порядка нет. Прямо как по пословице «у семи нянек дитя без глазу». Никакой борьбы со спекулянтами не ведется. Зато предупреждения о проверках за три месяца им рассылаются: «Мол, готовьтесь, дорогие, с ревизией к вам идем: подчистите там все – документы, чтоб просроченного ничего не было, чисто все было, цены не заоблачными». Одним словом, чтоб хозяину было хорошо – явно пролоббированный закон.
Или вот все кричат, что у нас не хватает перерабатываемых мощностей, холодильных установок, потому и рыбу, и овощи, фрукты не можем заготавливать. А раньше что, об этом никто не знал?! Если же людей нет – китайцев привлекайте.
Где правительство? Почему оно ничем этим не занимается? Уровень отдельных сегодняшних министров «нулевой», а некоторых замов и начальников департаментов еще ниже. Лучше вообще без таких, чем с такими. Такое впечатление, что они вахтенным методом работают: приехали — «нарубали дров» — уехали. Как сегодня проходят заседания правительства? В 12 собрались – в 15 уже разошлись. Президент в тандеме с таким правительством с нынешней тяжелейшей ситуацией не справится. Менять надо кабинет.
Владимир Гусев, член Совета Федерации (2001-2012). Председатель Экспертного совета при Комитете СФ по аграрно-продовольственной политике. Зампред СовМина СССР (1986-1991):
Уже на протяжении нескольких лет ведущие экономисты говорят о необходимости введения в России государственного регулирования цен, чтобы положить конец «дикому» рынку, который сформировался в нашей стране. Однако понятие «регулирование», а тем более «госрегулирование» многих пугает: особенно – либеральную часть нашего общества. Да так, что либералы тут же впадают в истерику, начиная проводить параллели с Советским Союзом, страша всех возвратом в СССР. А поскольку в высших эшелонах власти либеральное лобби у нас сильно, государство никак не может перейти к регулированию цен даже на товары первой необходимости, включая минимальный набор продуктов питания. Хотя, казалось бы, должно быть понятно, что регулирование цен на основные продукты питания – залог продления жизни человеку.
В советское время этим занималось правительство в целом и Государственный комитет цен (Госкомцен) каждой республики в частности. Потому тогда невозможно было представить ситуацию, когда один и тот же товар одного и того же производителя в разных торговых точках стоит в диапазоне плюс-минус 100 рублей! Да и сами производители никогда не брали с потолка цены на свои товары!
Одним словом, нужно регулирование и контроль, иначе мы скатимся в пропасть.
Андрей Зверев, член Общественной палаты РФ, член Правления общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз машиностроителей России»:
Вопрос здесь затрагивается довольно сложный, и однозначно ответить на него нельзя. По большому счету, мы уже давно декларируем политику рыночной экономики. Конечно, зарегулировать можно все что угодно, и таким образом вернуться обратно – туда, где мы были. Лично я противник госрегулирования, искусственного государственного воздействия на естественные рыночные процессы.
Нам нужно применять нормальные механизмы контроля за определенными правилами игры на продовольственном рынке – такие, какие действуют во всех цивилизованных странах. Нужна грамотная политика регулирования цен через всем известные механизмы экономического и административного воздействия на рынок.
Понятно, что в каких-то случаях на рост цен влияют не только ситуация с курсом рубля и уровнем инфляции, что здесь может быть и спекулятивная составляющая. С этим, конечно, нужно бороться, но повторяю — экономическими, административными методами, а не методами государственного регулирования.
Нет Комментариев