В ОПЕК нарастает ропот. Алжир выступил с требованием к организации (а по факту к Саудовской Аравии) сократить добычу нефти для подъема цен на нефть. Алжирский министр Юсеф Юфси потребовал «защитить доходы стран-участниц«.

Жесткая позиция Саудовской Аравии и ее откровенные действия по высаживанию с рынка стран, которые не смогут выдержать давления низких цен, разрушают ОПЕК. Страны-участницы и без того не всегда придерживались установленных квот, однако это не выходило за некие рамки «приличия», и организация экспортеров нефти была весьма серьезным стабилизирующим фактором на рынке.

Сегодня доверие внутри ОПЕК падает — слишком явно Саудовская Аравия идет против большинства, при этом никаких инструментов влияния на нее у остальных участников нет — саудиты могут не только проигнорировать возражения, но и действовать против интересов «коллег», нарастив добычу. Во всяком случае, такая угроза прозвучала, и к ней отнеслись более чем серьезно.

Что с этим делать, никто пока не знает. Саудовская Аравия откровенно ведет дело к кризису ОПЕК, и вполне возможно, что в 15 году он произойдет. Вряд ли дело только в попытке захватить чужую долю — слишком серьезным может стать развал организации в плане ценообразования. Победа Королевства может стать пирровой — издержки от развала системы будут несопоставимы с приобретениями.

Другой вопрос, если политика (совершенно несвойственная ранее Саудовской Аравии) ведется осознанно, и саудиты намерены либо сломать, либо прогнуть под себя организацию. Это невозможно сделать без согласия США и при их непосредственном участии. Такая версия имеет право на существование, если учесть, что именно США контролируют спекулятивную составляющую цены на нефть, а Саудовская Аравия — почти треть всей добычи ОПЕК.

Если все это так — то вполне вероятно, что Саудовская Аравия и США могли договориться (пока вполне рамочно) о ликвидации или существенном снижении значения ОПЕК и создать альянс, который и будет диктовать как цены на нефть, так и вопросы ценообразования. Это позволит с одной стороны США получить мощнейший рычаг прямого управления важнейшим мировым рынком, с другой — вернет Саудовскую Аравию на роль «любимой жены», что исключит Саудовскую Весну, вероятностью наступления которой династия чрезвычайно обеспокоена. Особенно в свете «потепления» отношений США и Ирана.