Содержательный смысл блиц-переговоров между Путиным и Олландом во Внуковском аэропорту остается смутным. Вряд ли возможно решить что-то серьезное на бегу, однако здесь, скорее, смысл имеет не само содержание, а факт переговоров.

Похоже, что с Германией по Украине побиты горшки если не окончательно, то весьма серьезно. Уже в открытую передаются циаты Меркель в виде неких утечек от ее окружения. Смысл утечек — с Путиным разговаривать не о чем. Вряд ли без одобрения самой Меркель такого рода «утечки» носили бы регулярный характер. Это напоминает подобного рода утечку в отношении Януковича, когда он якобы пообещал в приватной беседе Меркель освободить Тимошенко, после чего через некоторое время сделал круглые глаза и сообщил, что суд на Украине самый честный в мире суд, и он никакого влияния на него не имеет — а помиловние не в его власти без соответствующей просьбы осужденной.

Тогда Меркель резко высказалась по поводу украинского президента, причем довела до его сведения свое мнение таким же образом — через некую утечку.

Личные переживания конкретного политика — дело десятое, конечно, но по факту политика Германии в отношении России приобрела откровенно жесткие формы. Сколько там американского влияния, сколько — инициативы самой Меркель, сказать сложно. Однако она стоит скалой, и никакие громкие речи в бундестаге не сдвигают ее с занятой позиции.

В этом случае попытка Путина продемонстрировать, что в Европе есть и другие, кроме Германии, влиятельные политики, в целом логична. Правда, Олланд влиятелен весьма номинально. В самой Франции его рейтинг крайне низок, в связке Германия-Франция он откровенно играет ведомого, во всяком случае по украинскому вопросу — точно. Он его касается слабо, газовые проблемы Франции от украинского транзита не зависят, да и ситуация с «Мистралями» показывает, что Олланд очень зависим от США, чтобы претендовать на какую-то самостоятельную роль в отношении России.

Тем не менее, как говорится, на безрыбье и рак рыба, поэтому демонстративное обсуждение именно украинского вопроса и лишь вскользь затронутая тема «Мистралей» говорит о попытке маневра. Попытка, скорее всего, слабая и практически бесполезная, но попытаться — почему бы и нет. Тем более, что Олланд как раз мимо пролетал. Российские СМИ особо подчеркивают, что встреча прошла по инициативе французской стороны, Путин сказал при встрече, что о ней договорились еще в Брисбене, Олланд вообще не стал комментировать, что он тут делает.

Итогом предсказуемо стало заявление про мир во всем мире, плюс Путин сообщил, что все стороны украинского конфликта нарушают минские соглашения, Россия — за территориальную целостность Украины и что можно надеяться на улучшение обстановки. Видимо, речь идет о заявленном очередном прекращении огня 9 декабря. Оба президента сказали, что выступают за мир на Украине, на чем встреча и завершилась.

Что даст эта встреча — сказать сложно. Более чем вероятно — ничего. Клин между Германией и Францией вбить Путину точно не удастся, а с остальным Франция просто ничем помочь не может, даже если бы очень хотела — по факту украинскими событиями занимаются Германия и Польша, но им Путину предложить нечего.