Нынешние события на Донбассе изначально были связаны с целью присоединения к России. К концу мая — середине июня стало понятно, что присоединения не будет. Первичная цель оказалась утрачена, а новая —создание Новороссии — уже не имела такой популярности. В результате четкое и ясное движение ЗА присоединение к России преобразовалось в расплывчатое движение ПРОТИВ нынешней власти в Киеве. Отсутствие цели, к которой хотелось было бы стремиться, ЗА которую следовало бы бороться негативно сказывается на общем настрое.

Предлагается взглянуть на этот вопрос с другой точки зрения: может быть и хорошо, что присоединение сорвалось. Ведь в России всё далеко не так замечательно, как это представляется из Донецка-Луганска — в смысле экономики и социально-политического устройства, проблем хватает. Может быть стоит воспользоваться этим шансом создать подлинно демократическое, народное государство. Нельзя сказать, что вообще ничего нет и ничего не делается: усилия, прикладываемые руководством ДНР-ЛНР в деле создания Новороссии, нужны и важны, но пока не принесли заметного успеха. К сожалению, ещё не «соткан» образ Новороссии, к которому хотелось бы стремиться, ради которого хотелось бы созидать.

Итак, мечты. Куда идти, в каком направлении?

В первом приближении, можно ориентироваться на «социализм с китайской спецификой». О социализме, в академическом понимании, речи не идёт. Экономика должна быть капиталистической, рыночной с частной собственностью. Государство — главный субъект социально-экономических взаимоотношений.

В собственности государства: земля, недра, природные ресурсы, естественные монополии. Как вариант, можно рассматривать частичную передачу в собственность земли сельхозпроизводителям, собственникам индивидуальных домов (с приусадебным участком), собственникам многоквартирных домов (с прилегающей территорией).

При этом государство рассматривается как гигантское «открытое акционерное общество», «акции» которого распределены одинаковыми долями между гражданами. Право «собственности» на «акции» неотчуждаемое, приобретаемое и утрачиваемое безвозмездно вместе с гражданством. Этакий «акционерный социализм». Цель функционирования государства — благосостояние граждан, а не коммерческая выгода. Но это не мешает государству выступать субъектом свободного рынка, приобретать и отчуждать коммерческие предприятия или доли в них, покупать/продавать товары, оказывать/получать услуги.

Управление возлагается на правительство — чисто техническое, составленное из профессионалов. Оплата — по договору в зависимости от результатов деятельности. Основной, но не единственный, оцениваемый результат — размер полученной государством прибыли (профицит бюджета).

Прибыль распределяется между гражданами-акционерами поровну — каждому сумма, равная стоимости минимальной потребительской корзины — социальная норма (можно вообще не работать — с голоду не умрёшь). Оставшаяся нераспределённая прибыль направляется в резерв, на выплаты премиальных правительству, на дополнительное развитие, незапланированные инвестиции.

Законотворчество возлагается на законодательное собрание, составленное из профессиональных юристов. Основная цель — выявление, формулировка и документальное закрепление норм взаимоотношений, складывающихся в обществе.
Непрерывный мониторинг отношения общества к деятельности органов власти, обеспечение эффективной информативной обратной связи.

Развитие образования, здравоохранения, инфраструктуры, природоохраны и т.п. — за счёт государства.
Поддержка свободного предпринимательства, рыночной конкурентной среды, минимизация налогообложения (ограничивающий фактор — профицит бюджета должен обеспечивать социальную норму). Если государственные предприятия будут работать достаточно эффективно, налогообложение, теоретически, может быть и нулевым.

Либеральное трудовое право как со стороны нанимателя, так и со стороны работника. Поддержка свободных договорных отношений, удобных обеим сторонам. Содействие беспрепятственному переходу работников с одного предприятия на другое, найму и увольнению работников. Ограничение продолжительности рабочего дня, недели должно быть связано с физиологическими особенностями конкретного работника: один может эффективно работать по 12 часов в день, другой может и после 4 часов чувствовать повышенную усталость, как следствие — неэффективные затраты сил и времени. Индивидуальная установка продолжительности рабочей недели: от 1 дня до 7 дней. Устранение эффекта ИБД.

Любой, кто желает улучшить своё личное благосостояние может это сделать.

Обязательное обучение самостоятельному пенсионному инвестированию. Со стороны государства — контроль состояния личных пенсионных инвестиций каждого гражданина с одной лишь целью — своевременно предупредить о наличии ошибок.

Обязательное обучение потреблению. «Вот уж странно звучит, потреблять то каждый может, было бы что потреблять».

Здесь следует уточнить, что последнее время заметно усилился диктат производителя. Это означает, что уже применяются и продолжают разрабатываться социальные технологии, позволяющие создавать потребительский спрос «на пустом месте». Наверное каждый сталкивался с ситуацией, в которой покупал то, что совсем не нужно — просто тратил деньги.

Следует научиться распознавать такие ситуации и противостоять им. Также желательно формировать план потребления, соответствующий доходам, что позволит исключить потребительское кредитование. «План потребления» не подразумевает аскетизма или скупости. Имеется в виду, что каждый покупает то, что ему нужно (хочется), тогда, когда может это купить без лишних затрат.

Такой подход призван восстановить диктат потребителя. Как следствие — более эффективное использование производителями ограниченных ресурсов, минимизация «работы на свалку».

Контроль злоупотреблений в части нерыночного манипулирования спросом со стороны производителей и продавцов.

Далеко не все вопросы охвачены. Изобразить «молочные реки, кисельные берега» не удалось. Но если это хоть сколько то поддержит Новороссию — уже хорошо.

А преобразуются ли мечты в планы зависит от позиции и действий каждого на своём месте.

М. Григорьев