Президент России Владимир Путин подписал указ о запрете или сокращении импорта сельскохозяйственной продукции из стран, которые ввели санкции против РФ. Новость, которая, помимо возгласов «Что кушать будем?!», неизменно сопровождается народным «Наконец-то!». Пока в списке «запретных товаров» молочные и мясные продукты, часть овощей. Вроде бы для индустриальной Европы это и несерьезно, но на деле ни много ни мало – экономический коллапс. И коснется он как ведущих, так и ведомых.

Президент Российской Федерации Владимир Путин

Действие санкций – один год. Пока в списке запрещённых к ввозу продуктов числятся: мясо различных видов, колбасы, рыба, ракообразные, молоко и молочные продукты, корнеплоды, овощи, фрукты, сыры. Но все может корректироваться – в первую очередь, в зависимости от поведения гордого Запада и его заморского товарища.

Экономическую блокаду Москвы поддержали США, Канада, страны Евросоюза, Япония и Австралия. В основном, они затронули финансовую сферу и миграционную жизнь некоторых граждан. На большее даже в  Вашингтоне не решились, ожидая последствий. Ответные санкции, с одной стороны, также особой суровостью не отличаются. Мы-то посидим на русском молоке и твороге. Но это как посмотреть. Что для одних – досада, другим и вовсе погибель.

По официальным данным Федеральной таможенной службыРоссия тратит на импорт около 8,35 млрд. долларовЭто годовой бюджет сразу нескольких мировых стран. И если российские меры фактически обоснованы – это забота о потребителе, возможность оградить его от некачественных продуктов (в Европе, к слову, таких предостаточно: картофель страдает от золотой нематоды, свинина – от чумы, молоко – от антибиотиков), но как растолковать европейскую трактовку «из-за событий на Украине»?

ОКО ЗА ОКО, ЗУБ ЗА ЗУБ

Инициаторов самых первых санкций самих ждут неприятные последствия ответного слова. Общая сумма запрещенных для импорта в РФ продуктов оценивается в 700 млн. долларов. Теперь цифры поуменьшатся, а то и вовсе обнулятся.

Компания Sanderson Farms, третий по величине производитель птицы в США, гордо объявила о поиске новых покупателей. И пока им это даже удается. Но вот радости на лице топ-менеджеров не видно. Тех объемов продаж, которая давала Россия, в мире уже не встретишь.

Такая же ситуация и в Канаде. Ежегодный товарооборот с Россией составляет около 370 млн. долларов. Это примерно 10% от общего объема импорта из Канады. Вот и получается, что скупой и гордый заплатил дважды.

Европа, к слову, Северной Америке «не подруга», покупать их курятину и орехи не станет. У них самих под боком потенциальные банкроты. Ежегодно Россия закупает фрукты и овощи из ЕС на 2 млрд евро, или  2,7 млрд. долларов. Это львиная доля бюджетов многих стран Восточной Европы. Как им быть, куда податься, главы европейской семейки пока не придумали. А  ведь экономический коллапс, тем временем, не за горами.

ПОНЕСЛОСЬ…

Первая головная боль придет от тех, кто уже и так немало попортил крови Евросоюзу. Первыми в списке на ограничение стоят Греция, Италия и Болгария. Тяжелое положение трех «подружек по несчастью» характеризуется одним словом – деградация. Товарооборот между Грецией и Россий составляет 5,3 миллиарда долларов. За последние 2 года экспорт вырос более чем на 32%. Статистика, на которую Эллада буквально молилась. Теперь все может оказаться в прошлом. Не по воле греков. Обязывает положение подневольного члена союза.

Италия была лидером среди стран, которые отказывались принимать санкции в отношении России. У Рима и Москвы сотрудничество длится годами и насчитывается многомиллионными контрактами. Но в Берлине решили «прикрыть лавочку». Невзирая на стоны предпринимателей, мелких и средних, Италии пришлось приобщиться к общей блокаде. И на ней же обжечься. Итальянское мясо и фрукты на российских прилавках появятся также не скоро. «Замороженный туризм» и продовольственная блокада грозят стране немалой дырой в бюджете. Плата за членство, которое Италии скоро  придется не по карману.

Такая же ситуация и в Болгарии. 60% экспорта в этой стране приходится на сельхозпродукцию. Идет она в первую очередь в Россию. Теперь весь этот сектор окажется в буквальном смысле «не при делах». А в Европе и так расплодилось «стран-огородников», с которыми даже болгарская брынза совладать не может.

Даже внешне благополучные страны теперь в панике смотрят в сторону Брюсселя. К примеру, Чехия. Связь с Евросоюзом даже там уже называют порочной. Санкции обанкротят продовольственный сектор на 300 млн крон (10,7 млн евро), не считая деловую и энергетические сферы страны. Суммарно финансовые потери Чехии могут составить почти 90 млн евро. Такая же ситуация и в Прибалтике. Эстония не знает кому предлагать свое молоко. Российский рынок закрыт, а вместе с ним и Литовский. А это значит, что более 30 тонн свежего молока ежедневно скисают или перерабатываются в порошок. Даже на сыр теперь его не пустишь. Для небольшой Эстонии это колоссальная дыра в бюджете в 50 млн. евро.

image

ГОРДЫЕ И БОСЫЕ

Но есть и те, кто гордо смотрит в будущее. И за гордостью не видят очевидных проблем. Вот, Румыния. Премьер-министр этой страны Виктор Понта в последнем своем интервью открыто высказался в пользу санкций против России. И даже добавил: «Румыния может себе позволить, с экономической точки зрения, а также и с социальной, ускорение режима санкций». Твердую позицию обосновали тем, что страна, в отличие от прочих, не состоит в газовой зависимости от России. Импорт синего горючего составляет всего лишь 20%, а значит ими не страшно и пожертвовать. Отлично, пусть так. Кабинет министров готов на такие жертвы. Но готовы ли простые румыны? После вступления в ЕС за чертой бедности оказались 40% населения страны. Это специалисты и рабочие. Теперь к ним присоединятся и фермеры, чьи фрукты, овощи и мясо, стали «мелкими жертвами» в угоду Европе.

Другой бастион гордых людей – Польша. Там идет масштабная интернет-акция с призывом «Ешь яблоки». Все это в ответ на запрет со стороны России на ввоз плодов из Польши. Дело, конечно, хорошее, пусть кушают: это и полезно, и железа много. Но только не забудьте, что Польша уже потеряла на яблоках 500 миллионов евро. И Евросоюз возмещать затраты не торопится. Бюрократическая машина Еврозоны настолько сложный инструмент, что, как говорит польская оппозиция, «скорее все яблоки съедят, чем мы получим компенсацию».

ИМПОРТНОЕ ХОРОШО, А СВОЁ – ЛУЧШЕ

Несмотря на пессимистические выпады, специалисты склоняются к тому, что пустые прилавки брежневских времен России не грозят. Уже обсуждается возможное расширение сотрудничества сразу с несколькими странами-поставщиками продовольствия. В частности, налаживаются поставки овощей из Турции, мяса и фруктов из Бразилии, Аргентины, Эквадора. Но самой грандиозной победой стало подписание меморандума между Москвой и Тегераном, в соответствии с которым Россия будет осуществлять в Иран поставки своих потребительских товаров и оборудования в обмен на нефть.

Сами россияне, согласно социологическим опросам «Левада-Центра», поддерживают решительность в ответных мерах. Более 70% опрошенных высказались за, и готовы потерпеть временные неудобства. Которых, впрочем, как считают экономисты, не будет. Илья Шестаков, глава Федерального агентства по рыболовству, заметил: «Исходя из тех балансов, которые существуют сейчас, мы экспортируем гораздо больше, чем импортируем». Так что «голодовки» ждать не придется. Такой же уверенностью поделилась и Галина Бобылева, исполнительный директор Российского птицеводческого союза: «Никаких проблем, никакой паники не будет, мы полностью сможем обеспечить себя собственным мясом птицы. Мы давно ставили вопрос о сокращении или вообще об отказе от импорта».

Вдобавок и молочная продукция, как замечают сами аграрии, наконец-то вздохнёт спокойно. В любом случае, санкции должны стимулировать отечественного производителя к активным действиям. К тому же, по заверениям финансистов, впервые за долгое время сельскохозяйственная отрасль России может стать привлекательным сегментом для инвестиций.

Источннк