Дмитрий САМОЙЛЕНКО 02.08.2014

За последние 23 года (и особенно за последнее полугодие) Украина  продемонстрировала свою реальную аномальность, находящуюся порой за пределами традиционной логики.

Здесь очень многое ставилось с ног на голову, переиначивалось, трансформировалось, мутировало и так далее. Вирус, проникший в систему, переустановил программы, заставив ее работать «от обратного». Гуманитарная матрица общества стала источником ненависти и злобы. И теперь общество превратилось в некий еще малопонятный, но отталкивающий продукт совокупления Добра и Зла. Примером этого стала и украинская рок-музыка – одна из формирующих линий сознания современной молодежи.

Разумеется, многие скептики сегодня, да и раньше относили украинский рок к некоей «игре природы» и «прирученной колхозной самодеятельности». И все же – это явление.

Украинский рок, как и рок русский, пережил две волны. Первую, где светились группы «Беркут» из Ивано-Франковска, киевские «Эней», «Кобза», и второй – подаривший тогда еще союзному слушателю группы «Коллежский Асессор», «Рабботу Хо», «Вопли Видоплясова», «Браты Гадюкины», «Группу продленного дня», «Чижа и Ко».

Появление в конце 1980-х Олега Скрыпки с его интерпретацией национальной тематики «свидомую интеллигенцию» шокировало, но превратилось у молодых в национальный символ.

В период распада СССР «Танцi» пели на Курилах, в Архангельске, в Алма-Ате и Вильнюсе. Это был имперский бренд. В чуть меньших кругах ценили стебовые песенки Вики Врадий и, увы, покойного ныне Кузи (Сергея Кузьминского), причем ценили приблизительно так, как нынче ценят «Океан Эльзы». Почти два десятилетия рок-н-ролл бывшего Союза, по словам Александра Башлачева, был «славным язычеством», пока политика не взяла над рок-музыкой верх, превратив её в свою наложницу…

На Западе, откуда пришла к нам модная музыка, политика всегда находилась «под роком». Леннон и Джаггер, Боно и Pink Floyd, Dead Kennedys и Лайдон политику использовали, «имели, как хотели». Они могли эффективно противостоять политике, влиять на нее. На Украине сегодня все вышло наоборот – политика превращает музыкантов в своих солдат, а то и вовсе — в вербовщиков.

Под пером теоретиков Г. Кнаббе, Н. Шаффнера рок-музыка представляется частью контркультуры, антисистемы, а социальной и культурной платформой этого вида музыки и возникших вокруг нее молодежных течений был протест войне во Вьетнаме. Музыка формировала общественное мнение, которое в итоге войну и остановило.

Что мы наблюдаем сегодня в украинской музыкальной среде? Агентство «Euromedia» объявила о старте акции «Поддержи наших!», которую поддержало Министерство обороны и куча исполнителей («ТНМК», «С.К.А.Й.», «Тартак», «Mad Heads», Мария Бурмака, Мария Яремчук, Тоня Матвиенко, RayBand, Маша Собко, «ОтВінта», «Гайдамаки», «KOZAK SYSTEM», «Антитіла», «Авиатор»). Под термином «поддержка» подразумевается не только мораль, но сбор денег «для армии».

Любопытно и то, что, фактически оттолкнув память о Великой Отечественной войне, украинский мейнстрим взял на вооружение формат работы той войны и той ненавистной для него коммунистической системы – фронтовые бригады. Именно так называют себя сегодня участники эстрадной акции.

Как это принято на Украине, эта акция есть и прямое калькирование деятельности американской организации United Services Organisation (USO), которая устраивает выступления для военных еще со времен Второй мировой войны. Между прочим, в Ираке с музыкантами у этой организации было очень туго, ибо музыканты, по словам начальника отдела USO по привлечению талантов Уэйна Ньютона, «не хотят ехать к солдатам, потому что думают, что этот жест будет сочтен поддержкой несправедливой войны с их стороны».

На Украине же большая часть «патриотов от гитары» встала «на борьбу с российской агрессией», что в глазах их фанатов и просто случайно узнавших делает их просто настоящими героями и гражданами.

Но война сегодняшняя – ГРАЖДАНСКАЯ и главные ее жертвы — мирные жители и сограждане тех, кто стреляет по ним из тяжелых орудий и бомбит кассетными боеприпасами. В моргах Донецка и Луганска, на улицах городов в крови лежат те, кто тоже слушает и любит «Океан Эльзы» и «Вопли Видоплясова»! Просто Порошенко и СМИ называют этих людей «сепаратистами и террористами».

Как это ни страшно, но украинские музыканты способствуют убийству своих же слушателей и своих же сограждан из декларированной «Единой Страны»! Объяснение лежит на поверхности – этих людей за людей не считают, в том числе и сами музыканты. За последние годы стараниями идеологов и СМИ Донбасс загнан в сознание остальной части Украины как место, где проживает «быдло, пьяные ублюдки и ватники».

Почитайте, как описывает луганчан музыкант группы «Антитіла» Сергей Вусык. Откройте любой национал-форум и прочитайте. Эти эпитеты относят не к небольшой группе чиновников и карьеристов, а к миллионам людей – граждан Украины. Потому содействовать их убийству, теперь уже залповыми системами и фосфорными снарядами становится и почетной миссией украинской патриотической музыки. Музыка «Едыной Краины» отчего-то встала лишь на один берег, очевидно, не наблюдая на другом берегу своих…

Стареющий краснобай Шевчук, которого некоторые считают едва ли не «совестью России», во время войны в Чечне, где, кстати, тоже участвовали украинцы с обеих сторон, пел свою «Не стреляй!» по обе линии фронта, ибо понимал, что война гражданская и свои находятся по обе стороны прицела. В сегодняшней Украине таких примеров нет. Олег Скрыпка, поддерживающий в госпиталях раненых солдат АТО, не спешит посетить хирургию Луганска и спеть тамошним молодым калекам войны.

Единственную, пока весьма вялую попытку призвать к миру сделал Вячеслав Вакарчук, озвучивший свой призыв к Донбассу. Хотя опять же он обращался не к Киеву и Львову, не к власти, первой взявшейся за автоматы и системы залпового огня…

Критики лидера «Океана Эльзы» называют этот поступок «банальной попыткой вернуться на российский рынок» и вспоминают, что миротворец Вакарчук, «имеющий на лице печати двух русофобских майданов», публично взывал к странам НАТО с требованием ввести войска в Крым. И все же попытка была, и она явно была диссонансом несущимся от мэтров «Друга река» антипутинских кричалок украинских футбольных фанатов…

Раскол пришел и сюда, где, казалось бы, вражда могла быть лишь в отношении панков к металлистам. Сегодня часть политмузыкальных слушателей начала активно протестовать против приезда в родной ему Харьков Саши Чернецкого и группы «Разные люди», 25-летие которой хотели отметить концертом для своих. А своих вот осталось совсем мало. После пачки угроз физической расправы музыкант пишет: «А если меня и убьют в Харькове, то вы, по крайней мере, будете знать благодаря» кому».

Так вот случается, что объединяющая музыка стала разъединять…

Источник